Термин «безбарьерная» или «доступная» среда обозначает элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Она подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды;
- люди с временным нарушением здоровья;
- беременные женщины;
- люди старших возрастов;
- люди с детскими колясками и т.п.
Все категории инвалидов и МГН (вид нарушения): |
— передвигающиеся на креслах-колясках; |
— с нарушениями опорно-двигательного аппарата; |
— с нарушениями зрения; |
— с нарушениями слуха; |
— с нарушениями умственного развития; |
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2025 годы
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
Государственный заказчик – координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Цели Государственной Программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы: формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
— развитие инклюзивного образования;
— создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
— создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
— формирование доступной среды.
Нормативные правовые акты
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года doc
Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» doc
Наименование показателя | Перечень специальных условий,
имеющихся в образовательном учреждении |
Специально оборудованные учебные кабинеты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
В образовательном учреждении обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и дети – инвалиды. Все обучающиеся участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Имеющиеся формы обучения: — по индивидуальному учебному плану; — при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. В образовательном учреждении возможно обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Все учебные кабинеты доступны частично всем категориям инвалидов МГН (ДЧ-В) |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | В образовательном учреждении имеются помещения для проведения практических занятий, частично приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, кроме передвигающихся на креслах – колясках (К). Объекты для проведения практических занятий — доступны частично избирательно (ДЧ-И) |
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Школьная библиотека доступна частично всем категориям инвалидов МГН (ДЧ-В). Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения).
Подробная информация в разделе «Школьная библиотека» |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Спортивный зал доступен частично всем категориям инвалидов МГН (ДЧ-В).
В образовательном учреждении имеется: автономное подъемное устройство для беспрепятственного перемещения лиц с нарушениями ОДА вдоль лестничного марша с универсальным складным креслом, тактильная плитка, тактильные таблички, пиктограммы. Подробная информация в разделе «Страна здоровья», подраздел «Физкультурно-оздоровительная работа» |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | В образовательном учреждении все средства обучения и воспитания приспособлены для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и оценены, как доступны полностью всем категориям инвалидов МГН (ДП-В).
Все учебные помещения имеют необходимую мебель, технические средства обучения, видео и аудиотехнику, что соответствует требованиям нормативных документов санитарного законодательства деятельности образовательных учреждений. При необходимости возможно предоставление услуг сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации | Обеспечен беспрепятственный доступ в здание образовательной организации и определен, как доступен частично всем категориям инвалидов МГН (ДЧ-В).
Центральный вход образовательного учреждения оснащен пандусом в соответствии с нормами, перилами, поручнями, информирующими табличками с дублирующими рельефными знаками, платформой подъемной для маломобильных групп населения. Дверные проемы соответствуют норме |
Специальные условия питания | Школьная столовая расположена на 1 этаже, доступна полностью всем категориям инвалидов МГН (ДП-В).
В соответствии с пунктом 7 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 4 статьи 15 Закона Ставропольского края от 30 июля 2013 г. «Об образовании», бесплатным горячим 2-х разовым питанием охвачены все обучающиеся школы, в том числе инвалиды и учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (100%). Информация на сайте в разделе «Здоровое питание» |
Специальные условия охраны здоровья
|
Специальные условия охраны здоровья созданы для всех категорий инвалидов МГН и определены, как доступны полностью (ДП-В).
Образовательное учреждение оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый всем необходимым оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Медицинское сопровождение обучающихся школы осуществляет медицинская сестра. Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Доступ к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Доступность к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья определено как доступно частично всем категориям инвалидов МГН (ДЧ-В).
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом образовательного учреждения и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеется специальное оборудование для слабовидящих обучающихся и обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: цифровая модульная система для увеличения и демонстрации изображения, клавиатура. Информационная база образовательного учреждения оснащена: — электронной почтой; — локальной сетью; — выходом в Интернет; — функционирует официальный сайт. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерном классе. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в образовательном учреждении действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт. В образовательном учреждении имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски. Подробная информация в разделе «Информационная безопасность» Электронные ресурсы: Телеграм канал: https://t.me/+viDkNnbKgI9jYTVi Вконтакте: https://vk.com/club211265102 |
Доступ электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Доступность к электронным образовательным ресурсам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определено как доступно полностью всем категориям инвалидов МГН (ДП-В).
В рамках образовательного процесса доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет возможен при непосредственном контроле педагога в компьютерном классе. Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром SKY DNS. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования | Доступность специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определено как доступно полностью всем категориям инвалидов МГН (ДП-В).
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются мультимедийные средства, оргтехника, используется цифровая модульная система для повышения уровня восприятия учебной информации |
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат | В образовательном учреждении имеется беспрепятственный доступ в общежитие интерната, в том числе, приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
ПРИКАЗ от 30.06.2015 № — 527 н
ФЗ ПРИКАЗ от 09.11.2015 № 1309 Об утверждении порядка обеспечения условий доступности
СК_ПРИКАЗ от 14.07.2015 № 1016-пр