Доступная среда
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда обозначает элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Она подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды;
- люди с временным нарушением здоровья;
- беременные женщины;
- люди старших возрастов;
- люди с детскими колясками и т.п.
Все категории инвалидов и МГН (вид нарушения): |
|
— передвигающиеся на креслах-колясках; |
— с нарушениями опорно-двигательного аппарата; |
— с нарушениями зрения; |
— с нарушениями слуха; |
— с нарушениями умственного развития; |
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2025 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2025 годы
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
Государственный заказчик – координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Цели Государственной Программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы: формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
— развитие инклюзивного образования;
— создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
— создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
— формирование доступной среды.
Нормативные правовые акты
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года doc
Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» doc
Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Ратификацией Конвенции» doc
Закон РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 (ред от 07.03.2017) docx
Постановление Правительства от 17 июня 2015 г. РФ 599 о порядке и сроках разработки мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг doc
Наименование показателя |
Перечень специальных условий,
имеющихся в образовательном учреждении
|
Специально оборудованные учебные кабинеты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
|
В образовательном учреждении обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и дети – инвалиды. Все обучающиеся участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Имеющиеся формы обучения:
— по индивидуальному учебному плану;
— при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
В образовательном учреждении возможно обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
Все учебные кабинеты доступны частично всем категориям инвалидов МГН (ДЧ-В)
|
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В образовательном учреждении имеются помещения для проведения практических занятий, частично приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, кроме передвигающихся на креслах – колясках (К). Объекты для проведения практических занятий — доступны частично избирательно (ДЧ-И) |
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Школьная библиотека доступна частично всем категориям инвалидов МГН (ДЧ-В). Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения).
Подробная информация в разделе «Школьная библиотека»
|
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Спортивный зал доступен частично всем категориям инвалидов МГН (ДЧ-В).
В образовательном учреждении имеется: автономное подъемное устройство для беспрепятственного перемещения лиц с нарушениями ОДА вдоль лестничного марша с универсальным складным креслом, тактильная плитка, тактильные таблички, пиктограммы.
Подробная информация в разделе «Страна здоровья», подраздел «Физкультурно-оздоровительная работа»
|
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В образовательном учреждении все средства обучения и воспитания приспособлены для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и оценены, как доступны полностью всем категориям инвалидов МГН (ДП-В).
Все учебные помещения имеют необходимую мебель, технические средства обучения, видео и аудиотехнику, что соответствует требованиям нормативных документов санитарного законодательства деятельности образовательных учреждений. При необходимости возможно предоставление услуг сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика
|
|
|
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации |
Обеспечен беспрепятственный доступ в здание образовательной организации и определен, как доступен частично всем категориям инвалидов МГН (ДЧ-В).
Центральный вход образовательного учреждения оснащен пандусом в соответствии с нормами, перилами, поручнями, информирующими табличками с дублирующими рельефными знаками, платформой подъемной для маломобильных групп населения. Дверные проемы соответствуют норме
|
Специальные условия питания |
Школьная столовая расположена на 1 этаже, доступна полностью всем категориям инвалидов МГН (ДП-В).
В соответствии с пунктом 7 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 4 статьи 15 Закона Ставропольского края от 30 июля 2013 г. «Об образовании», бесплатным горячим 2-х разовым питанием охвачены все обучающиеся школы, в том числе инвалиды и учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (100%).
Информация на сайте в разделе «Здоровое питание»
|
Специальные условия охраны здоровья
|
Специальные условия охраны здоровья созданы для всех категорий инвалидов МГН и определены, как доступны полностью (ДП-В).
Образовательное учреждение оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый всем необходимым оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Медицинское сопровождение обучающихся школы осуществляет медицинская сестра. Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
|
Доступ к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Доступность к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья определено как доступно частично всем категориям инвалидов МГН (ДЧ-В).
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом образовательного учреждения и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеется специальное оборудование для слабовидящих обучающихся и обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: цифровая модульная система для увеличения и демонстрации изображения, клавиатура.
Информационная база образовательного учреждения оснащена:
— электронной почтой;
— локальной сетью;
— выходом в Интернет;
— функционирует официальный сайт.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерном классе.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в образовательном учреждении действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.
В образовательном учреждении имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски.
Подробная информация в разделе «Информационная безопасность»
Электронные ресурсы:
Телеграм канал: https://t.me/+viDkNnbKgI9jYTVi
Вконтакте: https://vk.com/club211265102
|
|
|
Доступ электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Доступность к электронным образовательным ресурсам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определено как доступно полностью всем категориям инвалидов МГН (ДП-В).
В рамках образовательного процесса доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет возможен при непосредственном контроле педагога в компьютерном классе.
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.
Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром SKY DNS.
|
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования |
Доступность специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определено как доступно полностью всем категориям инвалидов МГН (ДП-В).
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются мультимедийные средства, оргтехника, используется цифровая модульная система для повышения уровня восприятия учебной информации
|
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат |
В образовательном учреждении имеется беспрепятственный доступ в общежитие интерната, в том числе, приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
ПРИКАЗ от 30.06.2015 № — 527 н
ФЗ от 01. 12. 2014 № 419
ФЗ ПРИКАЗ от 09.11.2015 № 1309 Об утверждении порядка обеспечения условий доступности
СК_ПРИКАЗ от 14.07.2015 № 1016-пр
Приказ об обеспечении специальных условий
Паспорт доступности
План мероприятий
Приказ о назначении ответственного сотрудника за организацию и проведение работы по обеспечению доступности объектов и услуг для маломобильных групп и инвалидов
фотоотчет
Положение об обеспечении специальных условий
|